Тематическая неделя «Народные игры и игрушки» в дошкольных группах
Согласно Приказу № 134 МКУ «Управление образования» Зольского муниципального района от 08.10.2019г., в период с 14.10.2019 по 18.10.2019г., в МКОУ «Прогимназия №1» была проведена тематическая неделя «Неделя народных игр и игрушек». Перед началом проведения тематической недели воспитатели дошкольных групп с целью повышения профессионального уровня по всем вопросам организации игровой деятельности провели работу по постановке основных целей и задач, повторению методических рекомендаций по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста, определили основные направления работы в этот период, был составлен план работы по тематической неделе. Были определены следующие цели проведения «Недели народных игр и игрушек»:
- Расширять представления о народных играх и игрушках, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, познакомить детей с народными игрушками-самоделками;
- Способствовать формированию художественных и творческих способностей;
- Привлечение родителей к активному обсуждению вопросов создания условий для развития народной игры ребенка дома и преображению развивающей игровой среды в группе
Также было проведено анкетирование родителей «Мой ребенок, его любимые игры и игрушки», результаты обработки которого были учтены при составлении следующего плана работы на неделю:
План проведения «Недели народных игр и игрушек» в МКОУ «Прогимназия №1» |
|||
№ |
День недели/дата |
Тема дня |
Цели |
1 |
Понедельник 14.10.2019 |
«В мире игрушек» |
Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия «игрушки». Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, общей моторики, логического мышления, сообразительности, воображения. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии. |
2 |
Вторник 15.10.2019 |
«Творческая мастерская» |
Создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию. |
3 |
Среда 16.10.2019 |
«День русских народных игр» |
Расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками, играми, развивать двигательную активность и физические качества, воспитывать доброжелательность между детьми, обучая их регулировать выражение своих эмоций во время подвижных игр на улице. |
4 |
Четверг 17.10.2019 |
«День кабардинских народных игр» |
Расширение культурных границ, активизация мыслительной деятельности ребёнка, развитие памяти, речи, воображения, воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа. |
5 |
Пятница 18.10.2019 |
Праздник «Игры нас объединяют» |
Формирование положительной мотивации использования народных игр и игрушек в повседневных играх детей. организовать и провести массовый праздник «Народные забавы». Развивать творческие способности, эмоциональность и отзывчивость участников праздника, формировать опыт коммуникативных навыков, навыков выразительности в исполнения произведений фольклора, воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие, уметь применять на практике полученные знания, прививать чувство любви к родине, народному творчеству, традициям, обычаям своего народа. |
В каждой группе проводились игры, беседы, конкурсы, соответствующие возрастным нормам. Привычные режимные моменты воспитатели разнообразили различными подходящими по теме упражнениями. Так, например, вместо обычной утренней зарядки в группах проводилась интересная и увлекательная гимнастика «Мы игрушки», «Живая кукла», «Роботы», «Горячий блин» и т.д. Дети с особым удовольствием занимались такой гимнастикой, что помогало развивать не только физическое здоровье, но и артистизм, воображение. Такое позитивное начало приносило детям заряд энергии и бодрости на весь день. Именно поэтому было решено использовать такую игровую гимнастику и в дальнейшем.
День первый – «В мире игрушек»
В первый день каждую группу посетили сказочные герои (переодетые воспитатели и школьники), которые пригласили всех ребят в сказочный мир народных игр и игрушек, объявили конкурсы на лучшую игрушку, лучший рисунок, тем самым простимулировали воспитанников и родителей к активному участию в тематической неделе.
В средней группе проводилась беседа «Истории об игрушках».
Цели:
- развивать игровые умения детей;
- учить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать игровым правилам;
- осуществлять социальное развитие детей в игре;
- доставить радость от совместных игр.
Была проведена и сюжетно-ролевая игра «Теремок» с распределением ролей, цели которой заключались в следующем:
- развивать творческое начало, умение представлять в воображении образы и выразительно их показывать;
- формировать интерес к совместным играм со сверстниками.
На прогулке дети играли в подвижные народные игры «У медведя во бору», «Мэл щохъуэ», а вечером с удовольствием слушали стихи А.Барто «Игрушки» и сказку «Мячик».
В старшей группе была проведена беседа на тему «Моя любимая игрушка», в ходе которой дети учились составлять рассказ о своей любимой игрушке. Это способствовало пополнению активного словарного запаса, умению пересказывать, развитию памяти, связной речи. Понравилась детям и дидактическая игра «Какая игрушка». Здесь воспитанники учились определять из какого материала сделана игрушка, в каких играх можно ее использовать. Во время прогулки на свежем воздухе дети познакомились с новыми народными играми «Красная ленточка», «Лошкэ-шынакъ».
В подготовительной группе воспитатели провели беседу «Береги игрушки», прогулку- игру по группе «Игрушки нашей группы», целью которых было воспитание бережного отношения к игрушкам, чувства сопереживания, аккуратности. На прогулке проводились народные игры «Ручеек», «Дзыгъуэ-джэду». А вечером дети вместе с воспитателем познакомились со сказкой «Стойкий оловянный солдатик»
В целом, день прошел успешно, воспитатели смогли заинтересовать детей к активному участию в совместной и индивидуальной игровой деятельности.
День второй «Творческая мастерская»
В этот день во всех группах были организованы мастер-классы по различным техникам изготовления игрушек:
в средней группе – создание оригами-сказок,
в старшей группе – конструирование «Игрушечный городок»,
в подготовительной группе – «Смастери игрушку сам», «Наряд для национальных кукол», также игра «Сложи пазлы».
На этих занятиях воспитатели создавали ситуации успеха, способствующие раскрытию индивидуальных возможностей каждого воспитанника.
Прогулка на свежем воздухе также проводилась с использованием русских и кабардинских народных игр. Стоит отметить, что во второй день дети уже самостоятельно изъявляли желание играть в новые народные игры.
День третий – «День русских народных игр»
В этот день воспитатели знакомили детей с понятиями «русская народная» игрушка. Основной целью этого дня являлось расширение представлений детей о традициях и обычаях русского народа, об особенностях русских народных игрушек и игр.
В каждой группе знакомились с правилами народных игр, которые соответствовали их возрасту. В средней группе у детей пользовались особым успехом хороводные народные игры «Арбуз», «Самовар». Также дети разучивали различные потешки, прибаутки. Воспитанники старшей группы и подготовительной группы активно участвовали в русских народных играх-соревнованиях, попутно знакомились с русской народной одеждой, познакомились с особенностями изготовления дымковской игрушки. В подготовительной группе был проведен мини-конкурс «Сплети венок из листьев», «Собери букет».
День четвертый – «День кабардинских народных игр»
Цели этого дня заключались в следующем:
- Расширение культурных границ.
- Активизация мыслительной деятельности ребёнка.
- Развитие памяти, речи, воображения.
- Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.
В этот день детей знакомили с бытом, традицией, одеждой, народными играми и игрушками кабардинцев.
В средней группе проводилась беседа «Адыгэ джэгук1э дахэхэр». Дети узнали правила кабардинских игр «Шу лъэс», «Къру-къру», «Хьэндыркъуакъуэ пк1эн» и т.д., научились в них играть.
В подготовительной группе дети знакомились с культурой и обычаями кабардинцев, учились рисовать народную одежду, познакомились с новыми играми «Дэшхуей», «Пы1э щ1эдз», «Шыгъажэ», «К1апсэ зэпекъу». На прогулке дети весело играли в эти игры, разучивали кабардинские песенки и потешки. Вечером на уличной площадке был организован «Адыгэ джэгу», где дети всех возрастных групп с удовольствием принимали активное участие.
День пятый – Праздник «Народные забавы»
Цели дня – формирование положительной мотивации использования народных игр и игрушек в повседневных играх детей;
-организовать и провести массовый праздник «Народные забавы»;
-развивать творческие способности, эмоциональность и отзывчивость участников праздника;
-формировать опыт коммуникативных навыков, навыков выразительности в исполнения произведений фольклора;
-воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие, уметь применять на практике полученные знания, прививать чувство любви к родине, народному творчеству, традициям, обычаям своего народа.
В этот день был организован поход в парк Дружбы. Дети с удовольствием посетили новый парк, весело играли в игры, танцевали, самостоятельно организовывали свой досуг. В средней группе воспитанниками был показан театрализованный спектакль «Репка». Здесь дети смогли почувствовать себя героями сказки, учились выразительно передавать характер персонажей.
В старшей группе воспитателями была проведена пальчиковая театрализация сказки «Заюшкина избушка», которая помогла детям раскрыть свой творческий потенциал, выразительность.
Воспитатели и воспитанники подготовительной группы после прогулки провели беседу «Игры, игрушки – наши друзья», где подвели итоги недели, сделали выводы о том, как нужно ухаживать за игрушками, делились своими впечатлениями о проведенной неделе, также изъявили желание и в дальнейшем использовать новые народные игры в своей игровой деятельности.
В течение всей недели воспитатели находились в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников дошкольных групп. Результаты анкетирования родителей показали, что не все родители в должной степени понимают необходимость игровой деятельности дошкольников. В связи с этим, воспитателями всех дошкольных групп была разработана памятка для родителей «Роль игровой деятельности в развитии дошкольника». Также, родители активно участвовали в мини-конкурсах «Мама, папа, я – творческая семья» и «Создай игрушку сам». После подведения итогов победители были награждены сладкими призами, а воспитателями была организована выставка творческих работ детей и родителей.
Вывод: Поставленные в начале тематической недели цели были достигнуты. Обновилась картотека народных игр. Пополнились новыми экспонатами уголки «Умелые ручки» во всех группах. Воспитателям удалось привлечь родителей к активному участию в жизни ребенка в садике.
Рекомендации: продолжать активное использование игровой деятельности в образовании и воспитании детей дошкольного возраста; продолжить поиск и изучение новых методик и форм игровой деятельности детей.